Свершилось! Спустя почти четверть века человечество вновь крепко задумалось о Священной Римской Империи — на мировые киноэкраны (да и в России, на «предсеансовом обслуживании») вышел «Гладиатор II», сиквел знаменитой картины Ридли Скотта о бесстрашном борце за правду, отстаивающем свою честь на арене смертельных поединков. Оригинальный «Гладиатор» вышел в 2000-м и завоевал не только зрительскую любовь, но и признание критиков вместе с коллегами Скотта по цеху — картина взяла множество престижных наград, включая «Оскары» в категориях Лучший актер и Лучший фильм. Обычно столь успешные ленты моментально получают сиквел, но не в нашем случае…
Судя по ажиотажу, который сопровождает сегодня выход сиквела, аудитория даже за 24 года не утратила интереса к теме и по-прежнему воспринимает «Гладиатора» как грандиозный исторический пеплум, заслуживающий продолжения. После выхода оригинала градус этого восторга был еще выше, что не могло не вылиться в планы студии Universal срочно запустить в производство «Гладиатора 2». Ридли Скотт, конечно, немного подпортил сценаристам палитру стартовых условий, убив в финале Максимуса, но с другой стороны, гибель главного героя давала безграничную волю фантазии для всех, кто хотел повторно обратиться к столь полюбившейся зрителям теме. Сегодня вы можете своими глазами увидеть, на каком из вариантов остановились продюсеры, а я расскажу каким сиквел мог быть. И почему он не был снят сразу.
Строго говоря, Скотт получил отмашку на производство второй ленты сразу после того, как оригинальная картина вышла на экраны, но первый серьезный анонс будущего продолжения возник только в 2002 году — и он шокировал всех. Режиссер объявил, что намерен снять фильм, действие которого будет разворачиваться через 15 лет после событий «Гладиатора», и в главной роли там снова будет Рассел Кроу. Как так? А вот так — Ридли Скотт на полном серьезе планировал воскресить Максимуса. Критики пожали плечами, публика восторженно затихла, однако проект, пробуксовав пару лет на месте, растворился, словно его и не было. Поговаривают, что постановщик, ведущий актер и студия не сошлись во мнении о том, каким должна быть атмосфера новой ленты. Кроу грезил фэнтезийными мотивами с магией и мистикой, а продюсеры хотели сделать акцент на истории мести сына Максимуса за страдания своего отца. А Скотт… Скотт мыслями был далеко — у него было полно новых идей.
На том этапе направление, избранное Расселом Кроу, действительно выглядело любопытнее. Как вы помните, события «Гладиатора» разворачиваются за двести лет до Рождества Христова, а потому в Риме господствует язычество, поклонению пантеону богов во главе с Юпитером. Мифология загробной жизни при этом богата и многообразна — это давало возможность показать удивительное путешествие Максимуса в Царстве мертвых или и в самом деле показать его воскрешение. В конце концов, может, тогда это было обыденным явлением — принесли его домой, оказался он живой. Ну, а дальше — новый бой, новое противостояние с Коммодом (а почему бы его тоже не воскресить?), новая жизнь… Судя по всему, именно из этого винегрета фантазий вырос один из самых обсуждаемых проектов сиквела — так называемый «Гладиатор Ника Кейва»…
Культовый музыкант всегда отличался нестандартным взглядом на время и пространство, звук и изображение, факты и вымысел. По замыслу Кейва «Гладиатор 2» должен был стать историей реинкарнации Максимуса в бессмертного воина, символ бойца на все времена, фигуру, воплощающую в себе все мифы, легенды и верования в великих солдат и полководцев от древних викингов до современных морпехов. В сценарии Ника Кейва герой Рассела Кроу превращался в бессмертного римского легионера (в оригинале это не залетный наемник, как сейчас, а воин, входящий в армейское подразделение называвшееся легион), возвращенного к жизни силой древнеримских богов, чтобы остановить распространение христианства, убив Иисуса Христа и его учеников.
При этом, убийство Пророка из Назарета было лишь первым заданием для бессмертного Максимуса. Далее фильм должен был проследить за судьбой солдата на протяжении веков и даже тысячелетий. Кейв хотел показать персонажа ведущим вперед войска во время Крестовых походов, Первой мировой войны, Вьетнамской кампании. Закончиться картина должна была водворением Максимуса в кабинетах высшего руководства в Пентагоне в наши дни — ну, а как иначе, где еще могут скрываться бессмертные язычники, идущие с огнем и мечом на христианство? Возможно, повлиял радикальный подход к оригинальной истории, а может, включились тайные рычаги закулисного Голливуда, но план Кейва, хоть и вызвал шумную дискуссию, но всерьез студией не рассматривался.
При всем радикализме фантазии Ника Кейва в его варианте имелась одна сильная конкурентная сторона — версия с бессмертным мистическим воином была не лишена внутренней логики в рамках мифологии, а потому возвращение Рассела Кроу к роли Максимуса в этом проекте было бы в высшей степени оправдано. Впрочем, имелись в запасниках режиссера, сценаристов и студии еще, как минимум, два способа вернуть персонажа к жизни. Тоже мистических, тоже довольно спорных с точки зрения перспектив и принятия публикой, но хоть что-то. Согласно одной из задумок Скотта, Максимус мог вернуться благодаря невероятной внутренней силе героя и его желанию жить. «Смерть Максимуса открывала портал, через который душа героя имела возможность вернуться в тело. Я мог это сделать. И я убедил Рассела, что верну его персонажа», — рассказывал режиссер. В конце концов, это язычество, в котором мистические силы вселенной всегда были сильнее логики.
Второй вариант, бродивший в кулуарах Universal был еще более дерзким и вызывающим. Рассел Кроу вспоминает об одном из разговоров с Дугласом Уиком, продюсером оригинальной картины: «Однажды Дуг сказал мне, что у него есть отличная идея воскрешения Максимуса. Тело воина должны были вынести с арены, доставить в пещеру, вход в которую закрывается огромным валуном, там бы его приготовили к погребению, завернули в плащаницу и покрыли маслами и благовониями. А спустя несколько дней Максимус отодвинул бы валун, вышел бы из пещеры к людям полностью исцеленным… Я тогда не очень понял, шутит Дуг или нет, но ответил, что студия вряд ли владеет правами на экранизацию такой истории». Библейские мотивы не выглядят особенно подходящей атмосферой для «Гладиатора» с его жестокостью и мстительностью, поэтому вряд ли «пародия» на Иисуса Христа была бы уместна…
В итоге, режиссер, продюсеры, сценаристы и ведущий актер так и не смогли в оперативном порядке разрешить все творческие конфликты, не выработали общий план и не достигли компромиссов в том, как представить публике новую историю в декорациях римского Колизея. Со временем к проекту охладела и студия, и соавторы — не то чтобы от планов продолжить столь успешный фильм совсем отказались, но задачей первостепенной важности «Гладиатор 2» быть перестал. Вернулись к нему только тогда, когда и у Universal, и у Ридли Скотта случилось несколько неудач. Скотт явно перемудрил с продолжениями «Чужого», а потому, кажется, решил провести работу над ошибками в рамках другого своего легендарного фильма. Студия же не смогла запустить Темную Вселенную Монстров (с участием того же Кроу, кстати) и вывернула на более надежную тропу.
Символично, что после почти четвертьвекового жонглирования идеями, сиквел по сути вернулся к одному из первых вариантов. В ведущие персонажи был выведен Луций, окрепший и возмужавший сын Максимуса, связующим звеном двух картин стала Луцилла в исполнении Конни Нильсен, а сюжет опять свелся к борьбе с несправедливостью и возмездию злодею за учиненное когда-то насилие. Пока рано говорить о том, насколько коммерчески успешным окажется это возвращение к истокам — повторюсь, хорошая драма в антураже Древнего мира аудиторией по-прежнему востребована, а послевкусие от оригинального фильма Ридли Скотта оказалось столь сильным, что выход сиквела вызвал ажиотаж. Но вполне вероятно, что «Гладиатору» требовалось совсем иное продолжение, чтобы впечатлить публику.
Когда-то продолжение «Чужого» того же Ридли Скотта снял Джеймс Кэмерон. Новый режиссер пришел с новыми идеями, с новым видением, с новым представлением о героях и злодеях — и франшиза от этого только выиграла. Да, из хоррора сиквел трансформировался в фантастический боевик. Да, главной героине пришлось добавить навыков воительницы и подправить характер (согласитесь, Рипли в «Чужих» совсем не та, что была на «Ностромо»). Да, зло пришлось резко увеличить и числом, и размерами. Зато зрители получили нечто совершенно новое, нечто неожиданное и радикально свежее. В итоге, оба фильма стали классикой, а споры о том, что лучше — «Чужой» или «Чужие» — можно вести и по сей день и в итоге остаться при своем. Для кино это лучшее наследие.
«Гладиатор 2», увы, выглядит вторичным. Новые персонажи, актуальные звезды на ведущих ролях, современная графика добавляют, конечно, плюсов в копилку картины, но ощущения по-настоящему важного события, как это было с оригиналом, вторая лента не оставляет. И рискну предположить, что только с учетом инфляции и существенно расширившегося рынка кинопоказов сиквел сможет превзойти оригинал в коммерческом плане (при этом не стоит забывать, что первый фильм стоил вдвое дешевле!). О критических оценках, числе премий и зрительском рейтинге и говорить не приходится — сейчас ТАК не снимают. Даже если режиссер и студия остались прежними…
И все же… Давайте дадим «Гладиатору 2» шанс. Посмотрим, обдумаем, обсудим, посмотрим еще раз. Может, все не так плохо, и яблоко упало от яблони не так уж и далеко. Пишите в комментариях о своих первых впечатлениях от сильно припозднившегося сиквела, ваши мысли послужат фундаментом для моих последующих текстов об этой ленте. Но пока же я переключусь на другие темы. Если вы любите не только смотреть фильмы и сериалы, но и читать о них, заглядывайте на этот канал регулярно — у нас бывает интересно. Смотрите, читайте, не болейте, берегите себя и близких, и увидимся в кино!