Аналитик ИТ-рынка: как оправдать ожидания работодателей

18 часов назад 3

Аналитик рынка информационных технологий – специалист, в задачи которого входит сбор и обработка данных и выводы на их основе. Именно аналитик помогает ИТ-компании ответить на вопрос – что нужно заказчику? Елена Сарманова, аналитик по исследованию рынка iFellow, делится с IT-World мыслями о том, как стать успешным и востребованным аналитиком в ИТ.

Продуктовая разработка - одно из перспективных направлений в ИТ. Компании и интеграторы, ранее специализировались на заказной разработке, все чаще практикуют этот подход. Но выпустить продукт для рынка — это не то же самое, что создать решение для нужд конкретного заказчика. Это требует совсем иных бизнес-процессов, частью которых является и анализ рынка.

Аналитики рынка собирают и анализируют данные о рынках и трендах, потребителях и конкурентах. Такие эксперты помогают ИТ-компаниям принимать стратегически важные решения, определять направления для развития бизнеса и оценивать перспективы цифровых продуктов. По сути, его помощь в запуске востребованных цифровых продуктов очень важна. Именно поэтому руководители ИТ-компаний проявляют активный интерес к найму специалистов такого рода. И, в первую очередь, в них заинтересованы компании, которые реализуют Data Driven — подход в управлении, основанный на данных.

Базовым навыком специалиста является направление маркетингового анализа. Но сфера его деятельности гораздо шире, и владеть он должен целым комплексом умений и навыков: от технических знаний до ораторского мастерства.

Что входит в задачи аналитика рынка

В последние годы профессия аналитика рынка сильно изменилась. Ранее он занимался преимущественно изучением конкурентов и их активностей. Однако с появлением большого количества данных, в том числе в открытых источниках, у бизнеса появился запрос на полноценный анализ рынка.

Каждый проект аналитики, как правило, состоит из нескольких этапов.

В первую очередь, специалисту необходимо определить типы и границы исследуемого им рынка для правильной расстановки приоритетов. Затем он подбирает методы, которые будет использовать. Это могут быть опросы, внутренние данные, открытые источники и т. д. Далее аналитик определяет сроки и бюджет проекта по исследованию рынка.

Первый этап непосредственно анализа — это формулирование и проверка гипотез.

В результате сбора информации появляются необходимые цифры, которые позволяют вывести ключевые показатели рынка (его объем, динамику, возможную долю рынка и т.д.). Этого достаточно для первых выводов о перспективах сегмента или продукта. Выводы исследования лучше представить в виде презентации с наглядными данными.

Работа аналитика не ограничена разовыми исследованиями и не заканчивается запуском продукта. В дальнейшем он анализирует тренды выбранного сегмента, оценивает риски и возможности для развития, различные факторы, которые могут повлиять на продажи продукта. В этом направлении аналитики тесно работают с продакт-менеджерами (или владельцами продукта).

С какими навыками приходить в профессию

Хорошие аналитики рынка получаются из людей с разным образованием — это может быть диплом технического вуза, экономиста или маркетолога. Но в этой профессии базового образования недостаточно — важно «наработать» специфические профессиональные навыки (hard skills) и личностные качества (soft skills).

Основные профессиональные навыки

Математические навыки и аналитическое мышление — важны для корректного подбора методов статистического анализа, например, чтобы проверять значимость полученных результатов в аналитике, а также для работы с выборками данных, подбора методов сравнений, корректных критериев сравнения тех или иных показателей.

Умение работать с инструментами обработки данных в зависимости от масштабов необходимых вычислений — Excel, Python, SQL и др. Работа с PowerPoint и умение готовить презентации, наглядно доносящие до коллег результаты исследований.

Основные мягкие навыки

Специалист должен уметь отстоять свою точку зрения и внятно донести свою позицию.

Широта кругозора и общее понимание рынка необходимы для корректного формулирования гипотез исследования. Чем больше аналитик знает о контексте исследуемого рынка, тем больше гипотез он сможет создавать, проверять и получать результаты.

Внимание к деталям и методичность. Результаты работы аналитика ложатся в основу управленческих решений, поэтому важно, чтобы они были обоснованными и проверенными. Методичная и последовательная работа позволяет избежать ошибок.

Рациональный скептицизм. Всегда полезно перепроверять результаты, уточнять детали и ставить под сомнение даже авторитетное мнение. Стремление учиться. Каждый новый проект или задача обычно требуют новых навыков, нужно быть к этому готовым и не отставать.

Ожидания работодателей

Курсы, обещающие профессии аналитика рынка, помогают структурировать знания и понять специфику будущей работы. Но для успешной карьеры важна практика. Без реального опыта можно рассчитывать только на стартовую позицию помощника аналитика, где задачей будет сбор информации для кого-то другого, кто будет ее консолидировать, обосновывать, принимать решения.

Работодатели ждут от аналитиков рынка умения работы с современными инструментами. С 2020 года профессия совершила значительный прогресс за счет развития технологий. Появились доступы к информационным средам, которые раньше приходилось делать вручную. Сегодня важно уметь пользоваться генеративными нейросетями (вроде GPT) и иметь представления об ИИ и ML. Современному эксперту необходимо умение работать с Python и Pandas, формировать SQL-запросы и разбираться в Data Science хотя бы на базовом уровне.

Читайте также

Как компаниям эффективно интегрироваться в новые реалии? Как выбрать наиболее удачный отечественный продукт взамен привычных инструментов для управления ИТ-услугами и внутренними процессами?

Советы новичкам и не только

Для успешного старта в профессии важно не просто окончить базовые курсы, но и заниматься самообразованием. Полезно изучать языки программирования, ведь рано или поздно появятся информационные среды, в которых мы сможем самостоятельно прогнозировать закономерности. Читать учебники по сегментному анализу: они рассказывают про сегментацию аудитории, дают паттерны анализа и наиболее полезны с точки зрения маркетинга. Столь же важно понимать финансовый анализ, изучать развитие законодательной базы. Ценным подспорьем станут книги и статьи про рыночный и продуктовый маркетинг. И, наконец, для всех, кто освоил предыдущие сферы, полезным будет изучение управления процессами для продвинутых специалистов.

В обозримом будущем сильнее всего будут востребованы рыночные аналитики, способные разглядеть и определить тенденцию раньше всех остальных.

Читать всю статью