Проект высокоскоростной магистрали между Москвой и Санкт-Петербургом планируется достаточно давно и новый проект должен быть еще быстрее, чем действующий сейчас на Октябрьской железной дороге поезд Сапсан. Быстрее, чем Сапсан бывают Маглев-поезда, но они требуют отдельной инфраструктуры, что в свою очередь значительно удорожает весь проект.
Значение скоростного сообщения между Москвой и Северной столицей (читай СПб) переоценить сложно. Еще в советское время по маршруту ходила «Красная стрела» на паровой тяге. А вот замену современному Сапсану тяжело подобрать. Основных проблем того, что высокоскоростная магистраль еще не запущено, несколько:
- Относительная сложность и не массовая технология монорельса и маглева. Вообще, экспериментальных проектов поездов было множество, включая локомотивы с турбовинтовыми двигателями и прочую экзотику. Но не все проекты получается сделать массовым и безотказным при сохранении рентабельности.
- Отсутствие выделенного пути для таких поездов. На текущий день по Октябрьской железной дороге ходят не только Сапсаны, но и обычные поезда дальнего следования, а также товарные составы. И выделить время для каждого из составов в расписании движения, чтобы не было пересечений и накладок — весьма и весьма сложно.
Вообще, технологий для ж/д много, в том числе известный монорельс, маглев, а также вакуумные тоннели. Если обратиться к мировому опыту, то одни из самых скоростных действующих поездов имеются в Китае (Шанхайский маглев). Маглев — это поезд на левитирующей подушке с электромагнитами. Для перемещения специальных составов нужна отдельная трасса, вдоль которой будут проложены электромагниты, активирующиеся при приближении поезда. При пропускании значительных токов через электромагниты образуется магнитное поле, как бы отталкивающее поезд, одновременно удерживающее его над полотном. Подобный способ снижает трение при перемещении поезда, одновременно поднимает ограничение в максимальной скорости. Параллельно увеличиваются требования к обтеканию корпуса поезда воздухом — требуются более плавные формы, которые ближе к самолетам, чем к поездам.
Теперь простой расчет, каких же показателей может достичь малгев-поезд, если подобную магистраль от Москвы и Санкт-Петербурга все-таки запустят. Расстояние между указанными городами составляет примерно 650 километров. Поезд Сапсан преодолевает это расстояние примерно за время около четырех часов (от 3:40 до 4:10 в зависимости от количества остановок по пути). Средняя скорость Сапсана составляет 160 километров в час, максимальная скорость на коротком участке может достигать 230…240 километров в час. Китайский маглев-поезд (маршрут до Шанхая) имеет среднюю скорость 250 километров в час, максимальную скорость на коротком участке имеет до 400 километров в час. Не забываем, что малгев-путь будет выделенный, без мешающихся поездов дальнего следования и без товарных составов. Если взять эти значения скорости для существующих моделей высокоскоростных поездов, по можно оценить время, за которое малгев-поезд будет преодолевать между Москвой и СПб. Если считать максимальную скорость без остановок или, допустим, с одной остановкой по пути (например, Бологое), то вполне достижима цифра в 1:40…1:50. То есть около двух часов с учетом посадки и высадки. Это сравнимо с перемещением между столицами на самолете.
Есть и негативные моменты. Если не считать стоимости самого проекта и его долгую окупаемость, а также необходимость в строительстве отдельных ж/д, а вернее — маглев-путей) и связанных с этим проблем (грунт/болота, маршруты перемещения животных, жилые зоны ), то высока вероятность того, что упадет рентабельность самого Сапсана — он просто будет менее востребован. Да и по-прежнему остаются различные технические сложности, например, на коротком участке поезд будет преодолевать скорость звука (330 километров в час), что может вызывать определенный дискомфорт у пассажиров.
Изображение в превью:
Автор: Yandexart
Источник: ya.ru