Трактор — это универсальная машина, используемая практически во всех отраслях народного хозяйства, где требуется высокая мощность, грузоподъемность и неприхотливость, как к топливу, так и к поверхности по которой приходится передвигаться данному виду транспорта. Создавались тракторы для сельского хозяйства, где и до сих пор максимально востребованы для выполнения широкого спектра задач. За все время существования подобных машин разработано немало модификаций, под разные цели. Об одном таком интересном аппарате — трехколесном тракторе и пойдет речь.
Трехколесные трактора были созданы для хлопководства, поэтому и имеют свое название — хлопководческий трактор. Суть в том, что хлопок весьма специфическое растение и выращивание его в промышленных масштабах для всех сфер народного хозяйства, где он применяется, требует строго соблюдения условий посадки и ухода.
Хлопок относится к пропашным культурам, высадка которых выполняется рядами на больших площадях, а для роста и развития им требуется регулярная обработка почвы между рядами, а также прокладка оросительной системы. Кроме этого хлопок в процессе развития вырастает на высоту около 70см и при обработке обычными тракторами с низким агротехническим (дорожным) просветом урожай легко повреждается — сбиваются хлопковые шапочки.
Именно поэтому и придумали использовать трехколесные трактора имеющие высокий дорожный просвет задней оси, составляющий до 150 см с возможностью изменения ширины колеи задних колес на ходу. Это достигается использованием специальных колесных редукторов и портальных мостов. С передними колесами сделать такое гораздо сложнее, поэтому пару и заменили на одно колесо. Таким образом переднее колесо и корпус трактора идут по одному междурядью, а два задних колеса, пропуская под задней осью высокие растения хлопчатника — по двум соседним. Целями работы таких тракторов были межрядная обработка (нарезка полос полива, внесение удобрений, борьба с вредителями, удаление сорняков итд.) и возделывание хлопчатника.
Кроме этого, такая конструкция позволяет уменьшить нагрузку на почву (2 идущих «след в след» колеса сильнее утрамбовывают почву, ухудшает впитывание влаги и удобрений), а также уменьшить радиус разворота трактора.
Помимо своего прямого назначения, такие трактора часто использовались и в качестве мощного транспортного средства для буксировки прицепов.
Подобные трактора в середине прошлого века в СССР для республик, в которых хлопководство было одним из основных видов сельского хозяйства, производились различными заводами: Минский тракторный завод, Владимирский моторо-тракторный завод, Ташкентский тракторный завод.
Большинство моделей являлись модификацией обычных четырехколесных тракторов. Например, на Ташкентском тракторном заводе проводилась модернизация базовых моделей с помощью поставляемых машинкомплектов из четырехколесных в трехколесные. Такие трактора получали на конце модели букву «Х»: Т-28Х «Владимирец», МТЗ-50Х «Беларусь», МТЗ-80Х «Беларус». На базе последнего даже был создан хлопкоуборочный комбайн ХМП-1,8.