Босния и Герцеговина — далеко не самая известная в мире страна. Однако если вы про неё что-то и слышали, то, скорее всего, из-за одного из 3 фактов:
- там живут славяне-мусульмане;
- там очень странное административно-территориальное деление;
- там ну уж очень маленький выход к морю.
Первые два пункта являются абсолютной правдой, а вот третий — уже не совсем. Чуть больше 2-х лет назад Босния и Герцеговина фактически лишилась единственного полноценного морского порта в Адриатическом море, но по неизвестным причинам данное событие осталось практически незамеченным среди общественности.
Экскурс в историю
Боснийцы в принципе никогда не были «морской» нацией, как, например, голландцы, французы или англичане, имевшие в своё время множество колоний по всему земному шару. Тем не менее боснийцы всегда жили, скажем так, совсем неподалёку от Адриатического моря.
В современном виде Босния и Герцеговина сформировалась в качестве одной из республик в составе Югославии. Там же она обрела свои нынешние границы.
Да, получились не самые удачные границы, но, как говорится, «никто не жаловался». Югославия была достаточно большой страной по меркам своего региона, а между её 6 республиками было свободное передвижение.
В те годы вопрос о полноценном выходе к морю боснийцами не поднимался, ведь они и так спокойно ездили плавать на хорватские пляжи в любое удобное время. А доходы от морской торговли и рыболовства шли в общий югославский бюджет, из которого деньги доставались и Боснии.
Проблемы начались после распада Югославии, когда каждая из бывших её республик стала самостоятельной страной ровно в своих югославских границах. Как вы можете судить по современным картам, никто с Боснией и Герцеговиной выходом к морю «не поделился» — у Черногории его и у самой мало, а Хорватия не видела в этом никакого экономического смысла.
Доступ к морю представляет собой огромный поток денег от судоходства, рыболовства, добычи полезных ископаемых и туризма. Чем больше прибрежная полоса, тем больше у страны «морских» денег.
Что пошло не так
Получив независимость, боснийцы унывать не стали и превратили свой единственный прибрежный город Неум в относительно неплохой порт и курорт. Проблемой было только то, что приплыть в него можно лишь между хорватскими островами.
В соответствии с международным морским правом ближайшие 22 километра от берега являются внутренними (территориальными) водами страны. Другими словами, попасть в боснийский Неум можно только через территорию Хорватии — выхода к международным водам у города нет.
Одновременно с этим до недавнего времени у основной части Хорватии не было сухопутной границы с Дубровницко-Неретвинской жупанией (областью). Там располагается крупный хорватский город Дубровник.
Попасть, например, Сплита в Дубровник можно было только через боснийский Неум. Осложнило такие поездки вступление Хорватии в Европейский союз в 2013 году. Хорватам приходилось часами стоять в очередях на боснийских пограничных пунктах пропуска.
Между Боснией и Хорватией было много обсуждений и проектов договоров, направленных на достижение устраивающих обе стороны условий перемещения граждан и морских судов, но ничего в итоге не получилось. Боснийцы не хотели платить за транзит через Хорватию, считая, что им и так положен доступ к международным водам, хорваты не хотели бесплатно давать Боснии пользоваться своей территорией.
Неожиданное решение проблемы
Хорваты поняли, что раз воды возле Неума — их внутренние воды, то там можно построить мост. Его строительство началось в июле 2018 года и сопровождалось невероятным возмущением со стороны боснийцев, из-за чего в Хорватии даже рассматривалась стройка подводного туннеля вместо моста.
Тем не менее Пелешацкий мост был успешно построен точно в срок и торжественно открыт в июле 2022 года. Он решил хорватскую транспортную проблему, став местной достопримечательностью. А ещё этот мост превратил боснийский Неум из города-порта-курорта в обычный город-курорт, фактически сделав Боснию и Герцеговину страной без выхода к морю.