«Колхида» - грузовик, который не смог покорить сердца советских шоферов

2 дня назад 1

В советские времена автомобильная промышленность выпускала множество моделей грузовых автомобилей, большинство из них стали легендами своего времени, они соответствовали своему времени и назначению. Однако среди них была одна модель, которая не снискала особой популярности среди водителей. Речь идет о грузовике «Колхида» (назван по историческому региону Грузии), который, несмотря на свое предназначение и технические характеристики, не стал любимцем советских шоферов. И сейчас их уже не встретить на дорогах страны.

КАЗ 608

Серийное производство «Колхиды» началось в 1961 году и продолжалось до 1992 года. Грузовик собирался на Кутаисском автомобильном заводе им. Серго Орджоникидзе (КАЗ) в Грузинской ССР. Изначально на этапе становления завод занимался лишь сборкой автомашин с использованием агрегатов и узлов грузовика ЗИЛ-150, а затем ЗИЛ-164, собственной была лишь компоновка и кабины.

Первые грузовики «Колхиды» были созданы на базе серийных узлов хорошо известных автомобилей ЗИЛ. Среди модификаций выделялись грузовые модели «КАЗ 605», тягачи «КАЗ 606» и самосвалы для сельского хозяйства «КАЗ-4540». «Колхиды» даже попали на ВДНХ в 1959 г. Они были первыми тягачами, где кабины устанавливалась над двигателем, это конструкция называлась бескапотной компоновкой. В кабине имелось спальное место для водителя, что стало новшеством для советских серийных грузовиков. «Колхида» была разработана как универсальный грузовой автомобиль среднего класса. Основное предназначение этой модели заключалось в перевозке разнообразных грузов на небольшие и средние расстояния. Грузовик активно использовался в сельском хозяйстве, строительстве и различных промышленных отраслях.

КАЗ 606

Основные технические параметры «Колхиды» включали в себя двигатель мощностью 110 лошадиных сил, который позволял развивать скорость до 65 км/ч. Грузоподъемность автомобиля составляла около 10,5 тонн. Однако многие водители отмечали недостаточную мощность двигателя и низкую маневренность в городских условиях.

Одной из главных проблем конструкции «Колхиды» были её тормоза. Они часто выходили из строя, что делало управление автомобилем небезопасным. Кроме того, кабина водителя была крайне неудобной: сиденье жесткое, а обзор оставлял желать лучшего из-за маленького лобового стекла. Все это усугублялось плохой шумоизоляцией, что делало каждую поездку настоящим испытанием для водителя. Оставляла желать лучшего и система охлаждения ДВС.

КАЗ 608

Многие советские шоферы откровенно недолюбливали «Колхиду». Главными причинами этого были частые поломки и необходимость постоянного ремонта автомобиля. Из-за низкого качества сборки многие детали быстро изнашивались или ломались вовсе в неподходящий момент. В результате водителям приходилось проявлять чудеса инженерной мысли и находчивости, чтобы поддерживать «Колхиду» на исправном ходу.

Помимо этого, «Колхида» (606, 608 модели и их вариации) отличалась плохой управляемостью. Из-за конструктивных особенностей и низкого качества комплектующих, грузовик было трудно контролировать, особенно на скользких дорогах и бездорожье. Это создавало дополнительные сложности для водителей и снижало безопасность перевозок. Таким образом, несмотря на все усилия конструкторов сделать «Колхиду» надежным помощником на дорогах Советского Союза, она так и не смогла завоевать сердца тех, кто ежедневно проводил за рулем этого грузовика долгие часы трудной работы.

Поздняя модель 4540

«Колхида» действительно оказалась, мягко говоря, не очень удачным автомобилем, а идея строительства автомобильного завода в регионе, известном своим виноделием, также противоречила национальным принципам преемственности и наследственности. Автомашина имела большое количество обидных прозвищ и частушек. Несмотря на всё это грузовики КАЗ сыграли свою роль в советском автотранспорте 1960-1980 гг. (выпускал по 5 тыс. грузовиков в год). В настоящее время завод полноценно не работает (выпускают автозапчасти на небольшой промышленной площади), автомобили там не выпускают уже более 24 лет.

Основные причины упадка завода:

  • Конкуренция с импортными грузовиками после распада СССР
  • Качество изготовления комплектующих, массовая халатность рабочих
  • Удаленность от главных рынков сбыта

Спасибо за внимание.

Читать всю статью