В период существования Советского Союза было сконструировано и создано множество автомобилей, предназначенных для выполнения специализированных повседневных задач. Ежедневно эта спецтехника справлялась с ответственной и важной работой, от возведения новых зданий до буксировки самолётов на взлётной полосе. И множество из этих автомобилей так и остались далеко в истории. Одной из таких специальных машин был аэродромный седан-тягач с незаурядной внешностью и внушительными размерами МАЗ-541.
Идея создания
В послевоенное время советские республики начали вставать на ноги, стали развиваться не только военные, но и гражданские отрасли. Строились новые заводы, магистрали, развивалось авиастроение и авиаперевозки. К такой развивающейся сфере, которая участвовала в этом непосредственно, относится и компания Аэрофлот. В то время в аэропортах число перевозок росло, а габариты новых лайнеров становились всё больше, в связи с чем появилась необходимость в более компактных, манёвренных и мощных тягачах, способных буксировать объекты массой более 80 тонн. Особенно это стало актуально при появлении новых более тяжёлых самолётов, сверхзвукового Ту -144, дальнемагистрального Ту-114, а также Ил-62 и Ил-18. Новая техника оказалась слишком тяжёлой для обычных грузовиков производства ЯАЗ и МАЗ, использовавшихся для буксировки самолётов в то время.
Производить новые тягачи начали в 1956 г. на Минском автомобильном заводе. И основной упор в разработке был сделан на габариты автомобиля. Было необходимо, чтобы машина беспрепятственно могла подъехать к самолёту без риска столкнуться с ним. И, приняв во внимание замечания заказчика, которым был Аэрофлот, советские конструкторы машину сделали весьма широкой, длинной и приземистой. Главной её особенностью стало то, что корпус автомобиля сделали типа «седан». Помимо этого машину оснастили полным приводом с возможностью отключения переднего моста. В результате получили трёхобъёмник с довольно внушительной массой (28230 кг ) и габаритами(7,8 м на 3,4 м на 2,8 м).
В машине были установлены 2 руля и 2 места. Также водители могли осуществлять надёжный контроль за буксировкой самолёта, благодаря установленным в машине двум постам управления. Для такого «силача» моторы от обычных грузовых машин были слабоваты. Поэтому решено было оснастить его дизельным 12-цилиндровым двигателем Д-12, построенным на основе танкового В-2, с объёмом 38,88 литров и максимальной мощностью 500 лошадиных сил.
В механической коробке передач имелись 3 скорости переднего и 2 скорости заднего хода. Максимальная скорость, которую развивала машина в пустом состоянии достигала тридцати километров в час. При этом тягач отличался невероятной прожорливостью, на 100 км он потреблял около ста двадцати литров горючего.
Специфичности 541-му придавало ещё и то, что на нём были установлены разные колёса. На передней оси стояли колёса, позаимствованные у крупнотоннажного грузового автомобиля ЯАЗ-214, задние колёса были от 525-го МАЗ. И хотя седан был предназначен исключительно для утилитарных целей, внешний вид у него получился весьма интересным. На нём присутствовала по тем временам модная система освещения, состоящая из сдвоенных фар, решётка радиатора была хромированной, а кузов был окрашен в два цвета.
Причины выхода из эксплуатации
Однако, советским гражданам так и не удалось долго наблюдать МАЗ-541 на аэродромах страны. Карьера мазовского мега-седана была недолгой. Всё от того, что 541-ые были произведены откровенно в малом количестве. Изначально Минскому автозаводу был сделан заказ на производство серии из 13 таких тягачей. В итоге заводом было выпущено лишь три машины. Они проработали в аэропортах Советского Союза вплоть до 70-х гг. Кроме всего прочего МАЗ-541 уже перестал удовлетворять быстро растущим потребностям гражданской авиации. Снова появлялась потребность в создании ещё более мощной техники. Аэрофлот отказался от дальнейшего выпуска этой машины, и уникальный седан-исполин был отправлен на пенсию. О дальнейшей судьбе трёх использовавшихся седанов ничего не известно. Скорее всего их утилизировали.
Заключение
МАЗ-541 был создан для решения конкретных задач, с которыми успешно справлялся на протяжении нескольких лет. Позднее его сменили более универсальные тягачи, имеющие большую мощность и усовершенствованные системы управления. И, несмотря на свою недолгую карьеру в виду узкой направленности и ограниченной серии, МАЗ-541 всё равно запомнился как один из самых необычных, тяжёлых и больших тягачей-седанов, когда-либо существовавших в мире.