«Не говори никому», или Как превратить драматичный триллер в проходной хоррор

8 часов назад 1

Не так давно, всего в 2022 году, в Европе сняли довольно самобытный триллер о вреде излишней покладистости и о том, что насилие не ограничивается причинением вреда физического. Психологическое давление порой куда более болезненно и опасно. Фильм со скромным бюджетом был хорошо принят зрителями. И, естественно, голливудские коллеги не могли пройти мимо такого лакомого кусочка. Всего два года, и вот на больших экранах уже крутят ремейк с Макэвоем, который больше всего притягивает взгляд. Вот только Голливуд, как всегда, значительно упростил повествование, сыпанул кровавых подробностей, понизил градус драматизма и щедро полил всё кетчупом, превращая тонкий психологический триллер в типичный фастфудный хоррор, созданный для масс. Но обо всём по порядку. Разберёмся, с какого же момента многообещающая лента скатилась в категорию «посмотрели и забыли».

Сюжетная линия без сюрпризов

Как и многие приличные фильмы ужасов, начинается всё в светлых тонах и почти идиллично. Семья Далтонов в отпуске на земле солнечной Италии наслаждается жизнью, когда встречает в отеле такое же семейство на отдыхе. В кадре появляется Макэвой, и сразу же взгляд прилипает к нему. Собственно, он чуть ли не единственное весомое преимущество ремейка в сравнении с оригиналом. Его герой Патрик обаятелен, легок в беседах и мгновенно переходит на стиль общения, будто герои с ним уже лет десять дружат, а не познакомились полчаса назад.

Семьи сближаются, находя всё больше общих тем, и даже подшучивают над изрядно надоевшими датскими соседями, которые только и делают, что говорят о своей кухне. Дети семей, Агнесс и Энт вроде также находят общий язык, хотя мальчик и не способен говорить из-за болезни. На этой приятной ноте герои расстаются, поскольку отдых — дело такое: кажется, что начался только вчера, а смотришь на календарь и понимаешь, что уже на следующий день придется возвращаться домой.

Впрочем, долго разлука не продлилась, ведь новые знакомые радушно предложили героям отдохнуть на их ферме далеко за чертой города с дорогой сквозь глухой лес. И почему же не отправиться отдыхать к людям, которых знаешь всего неделю? Естественно, нужно соглашаться. Проявив фантастическую доверчивость, Далтоны приезжают на ранчо новых друзей.

Стоит героям пересечь порог дома, и начинаются странности. Неприятные мелочи, неловкие моменты, пристальные взгляды — всё это сливается в одно напряженное полотно. Энт, по словам родителей, обладает врожденным недостатком — коротким языком и не может говорить. Вот только с каждой минутой фильма крепнет подозрение, что язык мальчику укоротили, чтобы глупости не болтал. Дети ведь такие выдумщики: не подрежешь язык — и начнут болтать направо и налево, что живут в семье маньяков. Неудобная ситуация выйдет.

Ситуация накаляется, когда Луиза находит свою дочь в постели хозяев дома. И хоть они всего лишь спали, приятнее это момент не делает. Это становится последней каплей для героини, которая и без того чувствовала себя некомфортно. Далтоны решают уйти по-английски, не прощаясь, но они забыли игрушку Агнесс, без которой ее накрывает паническая атака и удушье. Скрепя сердце Далтоны возвращаются, и далее им откроются самые отвратительные черты на первый взгляд милого семейства.

Главный козырь или фатальная ошибка?

В датском оригинале львиная доля задумки фильма была уделена именно теме тонкой грани между искренним дружелюбием и манипуляцией, скрывающей под собой жестокие и расчетливые намерения. Отразились изощренные и даже в некотором смысле изящные формы насилия, которые встречаются в жизни. Их неотвратимость и атмосфера захлопнувшейся ловушки.

В голливудском же варианте одеяло перетянула личность. Патрик, которого сыграл Макэвой, вышел многослойным, сложным персонажем. Он завораживает актерской игрой и мастерски отражает мгновенную смену поведения от дружелюбного парня к жестокому психопату за считанные секунды. Это самый большой плюс фильма и одновременно его личный билет на дно. Такой подход выглядит, будто в театральной постановке направляют прожектор только на одного человека. Благодаря такому манёвру он, безусловно, сверкает, вот только других актеров из-за этого почти не видно.

Разве что детям удалось попасть под софиты. Несмотря на юный возраст, они сыграли неожиданно хорошо, передав напряжение, страх и дискомфорт. Энт вообще говорить не может, но при этом играет лучше иных актеров с часовыми монологами. Его эмоции настолько искренние, что из всех персонажей он вызывает больше всего симпатии.

А нагнетать атмосферу в триллерах уже не в моде

В фильме, в отличие от оригинала, добавлено куча неловких моментов, которые откровенно сбивают атмосферу. Будто вместо езды по ровной дороге выехал на ухабы, где каждый такой момент — лишний булыжник под шину. Нет ощущения мрачности и так необходимого в фильме ужасов саспенса. Вот представьте, что убегаете от маньяка, а он внезапно замирает и декламирует стих или рассказывает анекдот, а после возвращается к погоне. Согласитесь, атмосфера будет уже не та. На сюжет такие моменты не влияют и, похоже, нужны только для того, чтобы зрители ощутили легкий стыд и желание отлучиться от экрана, пока это не закончится. То Кира под стол лезет в ресторанчике с желанием продемонстрировать гостям прелесть ролевых игр, то Патрик на протяжении минуты пялится на главного героя, подпевая любовной лирике из радио. Зачем нужны эти сцены? Для облегчения атмосферы? Ну тогда и снимать нужно было не триллер, а романтическую комедию. Весь саспенс коту под хвост. У меня эти кадры вызвали только желание позаимствовать у людей в черном машину для стирания памяти.

Заключительный акт, который всё испортил

Естественно, Голливуд не смог обойтись без финальной кровавой битвы. Последняя часть фильма показала маньяка-психопата во всей его клишированной красе, но даже это не стало бы худшим вариантом концовки. Так нет же, обязательно нужно всё испортить под конец хэппи-эндом, которого не должно было быть в этой истории. Он не просто невозможен, но еще и вреден, сводя на нет всю идею фильма о фатальности излишней доверчивости.

Да и серьёзно, какие шансы у изнеженной европейской семьи, даже оружия в руках не державшей до этого дня, против профессиональных охотников, прикончивших уже не одну семью? Вообще-то, нулевые, но в фильме происходит чудо, и охотники становятся на редкость криворукими. Плохие концовки, конечно, не сильно радуют зрителя, но всё равно смотрятся лучше и несут в себе куда больше смысла. А еще эффективнее заставляют задуматься и проникнуться историей.

Итог: начинали хорошо, а закончили как всегда

Фильм нельзя назвать провальным, недостойным просмотра и прочее. Он вытягивает твердую семерку из десяти и отвечает поставленной цели — показать, как легко человек поддается чужому влиянию, позволяет вторгнуться в свое личное пространство и сам не замечает, как начинает плясать под чужую дудку.

Послевкусие от просмотра такое, будто глотнул затхлой воды из лужи. Неприятно, неловко и точно не хочется, чтобы такое случилось с вами. Ну, а значит, хоть немного развивает чувство самосохранения. Еще бы концовку реалистичнее, и история, возможно, стала бы запоминающейся, но имеем то, что есть.

Таким образом, «Никому не говори» хорош для одного просмотра, но слишком мягкая концовка в угоду публике не даст ему надолго отложиться в памяти.

Для тех кто уже начал готовиться к холодам, советую посмотреть данные подборки — 10 мужских пижам из мягкого флиса для уютных зимних вечеров и 10 пар непромокаемых мужских ботинок для зимней слякоти.

Читать всю статью