Ровно три года назад на большие экраны вышел очередной блокбастер Marvel Studios «Вечные», история нескольких инопланетных супергероев, тайно «присматривавших» за развитием человеческой цивилизации. Несмотря на привлечение оскароносного режиссера Хлои Чжао, лента в прокате провалилась, от дальнейшего развития этого сюжетного направления студия отказалась, а в памяти зрителей картина осталась только благодаря сцене после титров, в которой был дан намек на дебют в Киновселенной Мстителей Блэйда. Камео вызвало восторг фанатов, Кевин Файги торжественно объявил о начале работы над фильмом об охотнике на вампиров и…
И вот уже три года — ничего.
Давайте разбираться, что пошло не так, и увидим ли мы Блэйда когда-нибудь еще вообще.
Намек на Блэйда в «Вечных» действительно для многих оказался неожиданностью, особенно впечатляющей тем, что зрителям, собственно, ничего не показали. На заключительных кадрах картины персонаж Кита Харингтона Дэйн Уитмен намеревается взять в свои руки могущественный Эбеновый меч, но некий человек за кадром вопрошает будущего Черного рыцаря, готов ли тот к тому, чтобы посвятить всего себя борьбе со Злом. Визуального подтверждения не было, но шило в мешке не утаишь, особенно, если им хочется похвастать — студия Marvel моментально отреагировала на запрос публики и подтвердила, что с Дэйном общался Блэйд, что сыграет охотника на вампиров Махершала Али, и что у этого персонажа непременно будет собственный фильм.
Поклонники комиксов прекрасно знают, что Блэйд уже был представлен на большом экране, и весьма удачно. С Уэсли Снайпсом в главной роли на рубеже 1990-х и 2000-х вышло сразу три фильма, причем их можно назвать вполне удачными — они окупились в прокате, нашли свою аудиторию, а благодаря особой атмосфере даже получили культовый статус. По понятным на тот момент причинам Marvel не намеревалась возвращаться к, казалось бы, отработанному материалу и нацелилась на новую сюжетную линию, с новыми актерами и другим видением. И изначально показалось, что идее перезапуска с Али, получившим признание критиков за роли в «Лунном свете» и «Зеленой книге», гарантирован успех, однако воз и ныне там. Что же пошло не так?
Если коротко, то Блэйд оказался для Marvel чемоданом без ручки. С одной стороны, персонаж потенциально очень яркий, способный не просто объединить вокруг себя команду, но и привлечь внимание публики. Вокруг полувампира можно выстраивать целый новый мир, обращаясь к тем героям и злодеям, которым во вселенной Мстителей неуютно и некомфортно. Оборотни, колдуны, мутанты — все они на экране в компании Блэйда будут смотреться лучше, чем в команде с Человеком-пауком или Капитаном Америкой. В то же время, магическая, мистическая и сверхъестественная составляющая франшизы имеет особую атмосферу, которую не так-то просто сохранять. Магии требуется больше мрака, жестокости, крови — а это не так-то просто вписать в уже имеющиеся рамки. Вот и выходит, что Блэйд нужен, но он настолько особенный, что найти ему место становится проблемой.
Потому работа над фильмом и буксует. Студия перебирает сценаристов и режиссеров, но пока так и не может определиться, что за фильм хочет видеть — черную комедию, хоррор или мистический боевик. Известно, что сам Махершала Али рассчитывает на то, что тональность «Блэйда» с его участием будет темнее и мрачнее современных кинокомиксов. Это уже существенно урезало степени свободы для авторов и создателей новой картины. Дополнительным ограничением стало то, что в Marvel захотели делать фильм командой, преимущественно состоящей из чернокожих авторов — это отлично сработало с «Черной пантерой», почему бы не повторить успешный опыт. Увы, и это оказалось не подспорьем, а палкой в колесе — вроде бы и желающих встать у руля хватает, но создать что-то стоящее не выходит.
Первым на должность режиссера был назначен постановщик пакистанского происхождения Бассам Тарик, считающийся одним из самых перспективных новых независимых авторов в Голливуде. Файги и Тарик быстро нашли общий язык, выбрали классический сюжет, по которому будет писаться сценарий и… забуксовали. Вроде бы студия провела предсъемочную подготовку, назначила датой премьеры ноябрь 2023-го, но дальше дело не сдвинулось. Тарик просидел внутри застывшего проекта год и попросился на выход — так «Блэйд» опять оказался без режиссера. Попутно выяснилось, что первые наброски сценария не удовлетворяют ни продюсеров, ни исполнителя главной роли, и на переработку сюжета был вызван автор сериала «Люди Икс'97» Бо Демайо.
Новым дирижером оркестра был назначен француз Ян Деманж, автор остросюжетной драмы «Белый парень Рик» и один из создателей сериала «Страна Лавкрафта». Вместе с ним над «Блэйдом» начал работать сценарист Майкл Старберри, написавший скрипты нескольких эпизодов драмы «Когда они нас увидят». Хирургическое вмешательство в прежде написанный черновик не помогло — Старберри было заказано написание сценария нового фильма с нуля — съемки «Блэйда» опять оказались отложены. К сожалению (а может, и к счастью) новый сценарий опять никого не удовлетворил — на помощь Старберри был срочно привлечен Ник Пиццолатто, который уже сотрудничал с Али на третьем сезоне «Настоящего детектива». Пиццолатто взялся за работу с огоньком, но все равно не успел в нужные сроки — съемки не удалось запустить до старта забастовки сценаристов летом 2023-го, и «Блэйд» опять оказался на паузе.
В этот момент терпение кончилось уже у исполнителя ведущей роли — Махершала Али заявил о желании расстаться с персонажем. Студия заверила актера, что волноваться не о чем, съемки скоро начнутся, а сама в это время снова сменила сценариста — теперь за печатную машинку уселся Майкл Грин, соавтор «Зеленого фонаря», «Логана» и «Чужой: Завет» — и рассталась с Деманжем. Не знаю, каким образом Файги удается удерживать Али от ухода, но все новые решения в отборе сценаристов и режиссеров делали положение Блэйда только хуже. К середине 2024-го команда полностью утратила первоначальный настрой, бюджет фильма оказался резко уменьшен, а сам Охотник на вампиров из заглавного персонажа превратился в героя второго или даже третьего плана.
На текущий момент «Блэйд» по-прежнему не имеет утвержденного сценария, не заключил контракт с постановщиком, не определился со сроками начала съемок. Все это говорит о том, что в Marvel Studios так и не сложилось окончательное видение будущего проекта. Очевидно, конфликт проходит по границе «жестокость или семейное кино». С одной стороны, образ персонажа требует воплощения на экране самых жестоких сцен, каким славились, например, классические три фильма с Уэсли Снайпсом. С другой, компания Disney, возвышающаяся над Marvel, остается приверженцем консервативной стратегии, направленной на семейные развлечения, а это означает, что выходящее под мышиным брендом кино должно быть максимально «причесано» и очищено от скверны. Такой вот дуализм, не имеющий простого решения.
Впрочем, кажется, внутри всей этой кухни возможны компромиссы и неожиданные решения. Прежде всего, Disney, очевидно готова на уступки в вопросах экранной жестокости — успехи «Дэдпула и Росомахи» и нового «Чужого» показывают, что фильмы с прокатным рейтингом R вполне могут соседствовать на онлайн-платформах с детскими сказками и семейными комедиями. Во-вторых, тот же «Дэдпул 3» показал, что Уэсли Снайпс все еще в седле, и я ничуть не удивлюсь, если вместо нового «Блэйда» мы увидим «Блэйда 4» с уже зарекомендовавшим себя в этом образе актером. Наконец, не исключено, что Блэйд так и останется нереализованной фантазией. В конце концов, худо-бедно, но Marvel вычеркнула из своих планов фильмы о Канге Завоевателе, а на него была завязана целая Фаза. Вычеркнуть из будущих сюжетов Блэйда, который до сих пор даже не засветился толком, не составит труда.
Плашка с логотипом фильма «Блэйд» пока фигурирует в официально озвученных планах Marvel Studios, хотя фильм не имеет ни сценариста, ни режиссера, ни даже примерной даты выхода на экраны — на визуальном графике премьер проект задвинут аж на 2027 год. За пять лет, которые Махершала Али возглавляет список претендентов на заглавную роль, и три года с момента объявления о планах выпустить сольную картину об охотнике на вампиров, голливудская мясорубка провернула в фарш сотни идей, десятки черновиков сценария, полдюжины авторов и, наверняка, сотни тысяч долларов. Но результатов нет, и неизвестно, появятся ли. Возможно, мы находимся на пороге крушения грандиозной комикс-империи, а «Блэйд» — лишь предвестник кризиса внутри Marvel Studios. А может, это всего лишь небольшое препятствие на большом пути разросшейся франшизы, о котором мы через пару лет и не вспомним.
Не оставляю надежд увидеть новый фильм с участием Махершалы Али, но и к новости о том, что не будет никакого «Блэйда» тоже отнесусь с пониманием. Делитесь в комментариях своим видением того, что не так с Marvel, и нет ли в ситуации с данным фильмом следов заговора тайного вампирского правительства. А я переключусь на другие темы — хочется рассказать о многом просмотренном и переосмысленном. Если вы любите не только смотреть фильмы и сериалы, но и читать о них, заглядывайте на этот канал регулярно — у нас бывает интересно. Смотрите, читайте, не болейте, берегите себя и близких, и увидимся в кино!