Да, я большой любитель кинофэнтези. Однако в последнее десятилетие жанр словно застыл в янтаре. После выхода трилогии «Хоббит» (2012—2014) развитие практически остановилось — графику сделать лучше и пафоснее уже просто невозможно, а сюжетных находок не наблюдалось. До недавнего времени.
Стриминговый гигант Netflix, чья репутация в последние годы оставляет желать лучшего, преподнёс настоящий сюрприз. В кой-то век, положительный. Фильм «Дева и дракон» не просто оправдал околонулевые ожидания, которых я, в общем-то, и не имел, открывая окно браузера с мыслью «чем забить пару часов» — он их превзошёл настолько, что заставил меня пересмотреть отношение к современному кинофэнтези в целом. И вот, почему.
Предупреждение о спойлерах
Прежде чем мы погрузимся в детальный разбор картины, должен предупредить: без спойлеров рассказать о главных достоинствах фильма попросту невозможно. Я постарался свести их к минимуму, но некоторые сюжетные повороты придётся раскрыть — они слишком важны для понимания уникальности картины.
Если вы категорически против спойлеров, можете ограничиться следующей информацией: фильм хоть и не лишен недостатков, но определённо стоит вашего времени, а все мои дальнейшие рассуждения лишь подтверждают эту оценку. Для остальных же — продолжаем погружение в историю, которая начинается как классическая сказка, но быстро сворачивает на неожиданную тропу.
Сюжет
На первый взгляд, перед нами классическая сказка: юная принцесса отправляется в путешествие на поиски Прекрасного Принца, чтобы спасти своё королевство от голода удачным браком. Завязка настолько избитая, что кажется, будто сценарист просто скопировал её из учебника «Сказки для чайников».
Однако создатели фильма проворачивают неожиданный трюк: процветающему королевству принцесса нужна… в качестве драконьего корма. А Прекрасный Принц(тм), вместо того чтобы броситься спасать деву в беде, отправляет любые претензии по известному маршруту из трёх букв — его королевство достаточно сильно, чтобы не бояться последствий.
Но судьба — та ещё шутница. Наша героиня, пусть и страдающая избытком романтических иллюзий, оказывается на удивление способной ученицей в школе жизни. Настолько, что у дракона от такой нестандартной добычи начинается форменное несварение. А дальше — внимание, серьёзный спойлер — выясняется, что и сам крылатый ящер не такой уж злодей. Просто обстоятельства вынуждают.
История принимает неожиданный оборот, когда резко повзрослевшая и поумневшая Элоди в компании своего нового чешуйчатого компаньона (фактически — живого, бронированного огнемёта с неограниченным боезапасом) отправляется наводить наводить добро, радость и свет. Особенно свет, преимущественно в форме плазмы. Хотя нет, радость там тоже аж на лице написана, причем у обоих:-)
В итоге перед нами разворачивается совершенно не та история, которую обещало начало фильма. Вместо очередной сказки о любви и дружбе мы получаем жёсткое повествование о взрослении, предательстве и поиске своего места в мире, где понятия добра и зла оказываются куда сложнее, чем в книжках про принцесс.
Свежий взгляд на старые идеи
На мой взгляд, создатели фильма вплотную подобрались к настоящему прорыву в сюжетостроении фэнтезийного жанра. Концепция «двойного дна», где предполагаемый герой оказывается антагонистом, а монстр — потенциальным союзником, конечно, не нова. Однако именно в таком исполнении, с учётом политического и социального контекста, я её раньше не встречал.
Когда сначала злом, как минимум, по отношению к героине (при этом его королевство процветает, так что абсолютным злодеем того назвать сложно) оказывается Прекрасный Принц — а потом дракон, напротив, оказывается… Нет, тоже ни разу не добрым, но вполне себе на уме — это более чем свежо и интересно, хотя и сложноописуемо.
Примечательно и то, что фильм не стесняется показывать жестокую правду псевдосредневекового мира. Продовольственная проблема решается не волшебством или каким-то особо мудрым правлением, а старым-добрым грабежом — пусть и оставленным за кадром, подразумевающимся…
В конечном счёте фильм подкупает своим необычным реализмом. Вместо очередной голливудской сказки с розовой глазурью и неизбежным счастливым концом без жертв и разрушений мы получаем жестокую, но честную историю. Тоже, в общем-то, сказку, только средневековую.
Главная героиня
Протагонистка фильма также смогла меня порадовать. В эпоху, когда Netflix славится неоднозначными кастинговыми решениями, появление симпатичной протагонистки уже можно считать маленьким чудом. Однако настоящим сюрпризом оказалась её харизма — результат удачного сочетания работы сценаристов, актёрской игры и, что особенно приятно для русскоязычной аудитории, качественного дубляжа.
Но главное — перед нами не очередная картонная «сильная и независимая», которых наштамповал Голливуд за последние годы. Перед нами не типичная современная героиня из разряда «сильная и независимая, потому что так надо». Элоди начинает своё путешествие классической «вьюной леди» с ветром в голове, абсолютной неподготовленностью к самостоятельной жизни и кучей иллюзий на тему «прекрасных прЫнцев»…
Которую жестокая реальность раз за разом бьёт по чайнику, выколачивая по ходу картины абсолютно неуместный идеализм и воспитывая немного циничную, но уже точно не ветреную «гром-бабу». При этом Элоди органично вписывается в местные время и сеттинг, а судя по концовке — не утратила вместе с иллюзиями своей человечности.
И пожалуй, самое главное: её эволюция от наивной девчонки до закалённой испытаниями женщины происходит естественно, без резких скачков и неоправданных трансформаций. С учётом отмеченной выше харизматичности можно сказать, что для меня она «сделала фильм», полностью удовлетворив «внутреннего Станиславского».
«Полутемное фэнтези»
Наконец, на мой взгляд, не менее интересны и атмосфера с сеттингом. Да, это не «позитив и цветочки» в духе высокого фэнтези, во что верит героиня до жестокого рассеивания иллюзий. Но, тем не менее, это и не тёмное фэнтези со мраком, тленом и безысходностью, пронизывающими всё и вся.
Скорее, нечто пограничное — так бы могла выглядеть настоящая средневековая сказка: в конце концов не-злая, поучительная, но все равно крайне жестокая по отношению к идеалистам любого рода.
Вопрос озвучки
Поскольку фильм официально не выходил в российский прокат, сейчас доступно несколько переводов разной степени качества. Лично мне больше понравился вариант от «Кинобро» — голоса подобраны удачно (насколько это возможно для нелицензионной студии — как минимум, вписаны в роль и не вызывают отторжения), характеры персонажей переданы точно, а общая атмосфера максимально близка к оригиналу.
Ложка дёгтя в бочке мёда
К сожалению, рассматриваемое кино — ни разу не «5/5». Ключевых минусов у картины два, оба были неизбежны, хотя режиссёр Хуан Карлос отчаянно пытался сгладить острые углы.
Во-первых, кастинг. Да, режиссёру удалось выгородить из лап DEI-консультантов главные роли, за что я ему премного благодарен — симпатичная рыжуля в протагонистах, её по-своему красивая мачеха-индианка и прочие актёры первого плана не просто «спасены» от пыток бодипозитивом, но и демонстрируют завидное актёрское мастерство.
Однако SJW-квоту по «дайвёрсити» выполнять всё равно пришлось, а потому на второй план и массовку набрали отборнейших утырков, которые либо выглядят как пожёванные гиппопотамом гориллы, либо не умеют играть, либо страдают обоими недостатками разом.
Особенно заметен разрыв в качестве актёрской игры в массовых сценах, где талантливые исполнители главных ролей вынуждены взаимодействовать с откровенно слабыми статистами. В результате некоторые потенциально сильные сцены теряют некоторую часть своего драматического эффекта.
Во-вторых, отовсюду торчат уши бюджета в $70M — не ультранизкого, но и явно недостаточного для режиссёрской задумки. Декорации переиспользуются, часть реквизита явно позаимствована с других съёмок, а по-настоящему эффектных CGI-сцен на весь фильм буквально три штуки.
Частично проблема компенсируется сюжетом, нарративом и попыткой выжать максимум эстетики из имеющихся ресурсов. Нельзя не отметить изобретательность команды в работе с ограниченным бюджетом: умелое использование освещения, продуманные ракурсы съёмки и грамотное распределение спецэффектов помогают создать иллюзию более дорогой постановки. Тем не менее, «залысины» имеют место, особенно при втором просмотре — и избежать их, увы, невозможно. Хоть и почти получилось замаскировать.
Подводя итоги
Суммируя впечатления, ставлю фильму твёрдые 4,25 балла из 5 и рекомендую к просмотру. Полбалла снимаю за актёрский состав второго эшелона, ещё четверть — за очевидные бюджетные ограничения. И всё же, на мой взгляд, перед нами едва ли не максимум того, на что способен современный Голливуд. К счастью или к сожалению.
«Дева и дракон» определённо заслуживает просмотра хотя бы за попытку вырваться из заезженной колеи: фильм почти вернул мне веру в «Нетфликс», порядком подорванную со времён сериалов уровня шедеврального «Видоизменённого углерода» кучей откровенного трэшака, вываливаемого на зрителей конвейерным методом. Остаётся надеяться, что Хуан Карлос не остановится на достигнутом и порадует нас новыми неординарными работами.