Тьма — это сверхъестественный научно-фантастический триллер, который бьёт все рекорды по оценкам критиков и аудитории. Все хвалят сериал за качественное шоу, одно из лучших за последние годы. Однако тон этой рецензии будет не положительным, мы попытаемся аргументированно разобраться, что же сериал сделал не так. Обойдёмся без описания сюжета.
Слишком умно
Создатели сериала делают ставку на «умный» подход в стиле «зачем рассказывать просто, если можно запутать, заинтриговать так, чтобы унизить интеллектуальные способности зрителя».
Но «умный» подход, к сожалению, не равносилен качественному. Сериал «Тьма» погружает тебя в мир неуютной немецкой глубинки, где все друг друга ненавидят, изменяют и убивают. Это мрачная история, где прошлое, настоящее и будущее переплетаются в неразрывный клубок. И вот тут-то и начинаются проблемы.
Что не так с «Тьмой»?
Слишком много философии, слишком мало истории. Сериал изобилует философскими рассуждениями. Каждая фраза, каждое действие персонажей пропитаны тяжеловесными мыслями о судьбе, о предопределенности и о том, как сложно быть человеком. Сценаристы заставляют зрителя разгадывать загадки, что интересно далеко не всем, для некоторых зрителей интриги просто неинтересны.
Персонажи, как куклы. За некоторыми исключениями, все персонажи «Тьмы» — это манекены. Они лишены ярких черт, эмоций, они скачут по временным линиям туда и обратно, у них нет целей, есть только путь, который никак не влияет на развитие сюжета. То есть, если вы пропустите 2-3 серии в сезоне или вообще будете смотреть первую, среднюю и последнюю, вы потеряете немного. Персонажам сложно сопереживать, они подобна искусственному интеллекту, что следует одной программе и в конце всегда получает один результат.
Отсутствие актёрской игры. Сериал насыщен статичными сценами с персонажами, которые стоят и смотрят в одну точку. Вероятно, этот приём должен нагнетать на зрителя саспенс, но больше всего он нагнетает скуку. Длинные томные взгляды персонажей в сторону друг друга, невербальное общение и непонятные статичные позы — то из чего состоит большая часть хронометража.
Неуместные клиффхенгеры. Сценаристы словно боятся, что зритель может отвлечься от сюжета, и поэтому заканчивают почти каждую серию на клиффхенгере. Но такой прием работает только в тогда, когда сюжет увлекает и зритель действительно хочет узнать, что будет дальше. В «Тьме» же клиффхенгеры — это просто пустые обрывки сюжета, ещё одна статичная картинка, которая ничего не прибавляет к сюжету.
Незавершенные сюжетные линии. «Тьма» — это сериал с запутанным сюжетом, который обильно насыщен тайнами и непредсказуемыми поворотами. Однако в сериале очень много недосказанности, которая не дает зрителю полностью погрузиться в историю. Есть персонажи, которые появляются, но не получают должного развития. Есть тайны, которые остаются неразгаданными.
Скучная атмосфера. «Тьма» создаёт гнетущую атмосферу. Мрачный, неуютный мир больше напоминает тяжелый грустный фильм, чем увлекательную мистическую историю. Здесь нет экшена, нет интригующих тонкостей, просто тёмные заговоры местных семей.
В «Тьме» нет ни острого сюжета, ни ярких персонажей, ни атмосферы тайны, которая заставляет трепетать от ожидания. Есть только нескончаемая философская жвачка, которая и утомляет, и не увлекает.
Заключение
Сериал будто бы снят под копирку с другими мистическими сериалами — странная история в городке, который кажется благостным, загадочно молчаливые люди и чрезвычайно медленное развитие сюжета. Но на такой контент есть активный спрос, а, значит, людям такое нравится. Хорошо, что каждый может выбирать для себя.