Согласно поправкам, перед получением заказа от агрегатора самозанятый таксист с личной машиной должен будет заполнить анкету в электронном виде. В ней он подтвердит, что трезв и здоров, а автомобиль исправен. Предполагается ввести «презумпцию ответственности»: если после этого произойдет ДТП и окажется, что данные в анкете неверны, это станет отягчающим обстоятельством.
Сейчас в России порядка 2,5 миллиона таксистов, 640 тысяч из них — самозанятые. При этом в реестре таксистов числятся только 36 тысяч водителей — то есть, 1,4 процента. Лицензия и вовсе имеется лишь у 21 тысячи перевозчиков.
У большинства самозанятых, ездящих на личной машине, нет возможности каждый день проходить медосмотр, подчеркивают эксперты. Это приводит к тому, что рынок уходит в «тень»: такси все чаще заказывают через чат-боты и группы в мессенджерах, где цены ниже. Ежемесячно таким образом совершается до миллиона поездок.