Если бы мне четыре года назад сказали, что по улицам российских городов будут массово рассекать люди на электрических самокатах, я бы не поверил. Тем не менее, «электросамокатная революция» накрыла страну буквально за считанные месяцы — от столиц до самых маленьких городков. Сегодня электросамокаты, микроскутеры, моноколёса и прочие, выражаясь чиновничьим языком, средства индивидуальной мобильности стали, пожалуй, самым заметным изменением в облике российских городов 2020-х годов.
Но всё ли так однозначно с новым видом транспорта? Я предлагаю посмотреть, как «электросамокатная революция» повлияла на нашу жизнь, подсчитаем добро и зло этого явления, а затем подведём итоги. Начнём, пожалуй, с позитивных изменений — а их, поверьте, немало.
Велоинфраструктура обрела смысл — добро
Помните эти пустующие велодорожки, которые власти упорно строили по всей стране? Годами на них можно было увидеть разве что «полтора человека в день».
Велосипед в России так и не прижился — мало кто любит крутить педали в дождь или под палящим солнцем, да ещё и получать фонтаны грязи из-под колёс. В итоге миллиарды рублей из федеральных программ превращались в залитые бетоном полосы, которыми никто не пользовался.
Всё изменилось с приходом электросамокатов. Внезапно оказалось, что велодорожки — идеальное место для нового транспорта. Самокатчикам не нужно давить на педали, брызговики и малый диаметр колёс защищают от грязи, а скорость передвижения значительно выше, чем у велосипедистов. Теперь по велодорожкам днём и ночью снуют десятки людей на электротранспорте — а инфраструктура, годами пустовавшая и вызывавшая лишь скепсис у горожан, наконец-то заработала в полную силу.
Более того, спрос на велоинфраструктуру со стороны самокатчиков заставил городские власти активнее развивать сеть дорожек и переездов, делая их более удобными и безопасными. Там, где раньше велодорожка упиралась в забор или обрывалась посреди тротуара, теперь появляются продуманные маршруты с понятной навигацией и безопасными пересечениями с автомобильными дорогами.
Доставка стала быстрой и дешёвой — добро
Помните времена, когда доставка пиццы стоила 300 рублей и занимала два часа? Когда ради одного заказа гонялся целый «Дэу-Матиз» с курьером? Сегодня эта эпоха безвозвратно ушла в прошлое благодаря электросамокатам, совершившим настоящую революцию в сфере доставки.
Теперь курьер просто берёт термосумку, седлает самокат и мчится к вам — никаких пробок, никаких проблем с парковкой. В результате та же пицца приезжает за 15 минут, а доставка стоит 99 рублей или вовсе достаётся бесплатно, за счёт маржи заведения. Экономика новой доставки оказалась настолько эффективной, что проникла даже в малые города.
Более того, дешёвая доставка породила совершенно новые форматы бизнеса — фастфуд без обеденного зала, дарксторы и бесплатные доставки от маркетплейсов. Новый транспорт в буквальном смысле изменил экономику городов, сделав доставку «последней мили» по-настоящему массовой и доступной.
Нельзя также не заметить прямой экономический эффект — форсирование экономики за счет экономии времени высокооплачиваемых граждан с одновременным созданием нового класса «курьерских» рабочих мест.
Дороги стали свободнее — добро
Каждый человек на электросамокате — один несостоявшийся пассажир общественного транспорта или, что ещё важнее, один несостоявшийся автомобилист. Массовое распространение электросамокатов привело к заметному снижению нагрузки на транспортную инфраструктуру, особенно в часы пик.
В автобусах и метро стало больше сидячих мест, а на дорогах — меньше машин. Особенно заметен эффект в тёплое время года, когда количество самокатчиков достигает максимума. Пробки никуда не делись, но стали чуть менее плотными — каждый, кто пересел с автомобиля на самокат, освободил место для остальных участников движения. Или, что касается общественного транспорта, появились реальные шансы доехать в пункт «Б» сидя, а не стоя.
Мобильность для всех — добро
Пожалуй, самый недооценённый плюс электросамокатной революции — резкое повышение мобильности для тех, кто раньше не мог себе её позволить. В малых городах, где общественный транспорт фактически отсутствует, а содержание автомобиля многим не по карману, электросамокаты стали настоящим спасением.
Аренда самоката за сотню-другую рублей часто оказывается самым бюджетным способом быстро добраться из точки «А» в точку «Б», не считая такси. При этом в отличие от того же такси, самокат доступен круглосуточно, не требует ожидания и позволяет объехать любые пробки.
Для многих такая доступность транспорта открыла совершенно новые возможности — от более удобного пути на работу до вечерних прогулок по городу.
На этом список плюсов завершается — время поговорить о проблемах, из-за которых многие самокатчиков не любят.
Опасность на двух колёсах — зло
Главная проблема «электросамокатной революции» на текущий момент — колоссальная аварийность нового вида транспорта.
Фундаментально эта проблема не лечится: самокат, моноколесо, минискутер и им подобные полагаются на баланс. Любая ошибка управляющего, ведущая к потере баланса — и потерявший управление «пепелац», чиркнуший по асфальту, затем вместе с седоком летит в абсолютно непредсказуемом направлении, дезинтегрируя всё на пути по старой доброй формуле массы, помноженной на скорость. А масса у средств индивидуальной мобильности обычно немаленькая — современный электросамокат среднего класса весит около 15-20 килограммов.
К тому же, имеет место проблема культуры вождения СИМ — или, точнее, полного отсутствия таковой. Пилоты сталкиваются с другими самокатами, пешеходами, столбами и ценностями (включая, например, чужие машины), гоняют на скоростях, кратно превышающих разрешённые ПДД, и прочими способами приносят ущерб здоровью, нервам и имуществу других.
Особенно опасны самокаты в тёмное время суток — далеко не все модели оснащены качественными фарами, а многие пилоты пренебрегают даже базовыми средствами пассивной безопасности вроде светоотражающих элементов.
Усугубляет ситуацию и отсутствие культуры безопасного вождения среди самокатчиков. Многие считают средства индивидуальной мобильности чем-то вроде игрушки, не требующей особых навыков управления. В результате на улицах можно встретить пилотов, управляющих самокатом одной рукой (вторая занята смартфоном), едущих вдвоём на одноместном устройстве или вовсе выполняющих опасные трюки в местах скопления пешеходов.
Не стоит забывать и про погодный фактор — большинство самокатов становятся практически неуправляемыми на мокром покрытии. Тонкие колёса легко проскальзывают, а система торможения работает с существенной задержкой. При этом многие пилоты либо не осознают этих особенностей, либо намеренно игнорируют их, продолжая передвигаться на высокой скорости даже в дождь.
Тем не менее, постепенно острота проблемы снижается — в первую очередь за счёт расширения той самой велоинфраструктуры, где самокатчики катаются без пешеходов и рядом стоящих ценных объектов, грозя повредить только соседнему ездоку. Во вторую — благодаря попыткам госрегулирования максимальной скорости и правил вождения. К примеру, многие сервисы аренды уже внедрили автоматическое ограничение скорости в пешеходных зонах и систему распознавания опасного вождения. Но до пусть не решения, но хотя бы максимально возможной изоляции фундаментально нерешаемой проблемы — ещё очень далеко.
Отсутствие контроля качества
На конец 2024 года в России всё ещё отсутствует система обязательной сертификации средств индивидуальной мобильности. В результате на рынок попадает откровенная китайская «гниль», угрожающая как самим водителям, так и окружающим.
Самовозгорающиеся аккумуляторы, «силовой» набор из силумина, развоплощающиеся на полной скорости китайские подшипники — всё это можно встретить даже в моделях, которые совершенно легально продаются в крупных розничных сетях. Добавьте сюда недозакрученный крепёж, ненадёжные тормоза и электронику без всякой влагозащиты — и получите полный набор потенциально смертельных угроз.
Особенно остро проблема встаёт в сегменте бюджетных моделей, где производители экономят буквально на всём. При этом покупатель часто не может оценить реальное качество устройства — внешне дешёвый китайский самокат может выглядеть ничуть не хуже качественного аналога. Только внезапный отказ тормозов или развалившаяся на ходу конструкция покажут реальное качество сборки — но будет уже самую множечко поздно. Причем не только для горе-пилота, но и, опять же, окружающих.
Фундаментальная нон-инклюзивность — зло
При всей моей нелюбви к термину «инклюзивность», откровенно «заляпанному» негативными коннотациями с SJW и Sweet Baby Inc, здесь уместен именно он, причем именно в исконном смысле. Немалой части населения средства индивидуальной мобильности просто фундаментально недоступны, и это никак не исправить.
- Во-первых, для управления требуются обе руки и обе ноги, без дефектов моторики и координации.
- Во-вторых, снова стоит повториться: как и, скажем, велосипед — самокат, моноколесо, минискутер и им подобные полагаются на баланс. И около 10% населения из-за разных генетических особенностей и физических дефектов просто не могут балансировать на такой технике с достаточной эффективностью, даже если очень сильно надо и долго стараться. Я, к слову, вхожу именно в эту десятину.
Массовое внедрение электросамокатов только усугубляет неравенство между высокомобильными и маломобильными группами населения. И пока что никаких решений этой проблемы не предвидится — разве что создание принципиально иных конструкций СИМ, не требующих способности поддерживать баланс, например, на трехколесной основе. Но пока таких на массовом рынке, увы, нет.
Заключение: больше добра, чем зла?
На мой взгляд, преимущества «электросамокатной революции» всё же перевешивают недостатки. Да, мне накладывали на руку гипс после того, как в меня «впаялся» потерявший управление самокатчик — так что отрицательные стороны я тоже всецело почувствовать успел.
Однако. Однако, пятнадцатиминутная бесплатная доставка, свободные места в общественном транспорте, «форсированная» всем этим экономика — всё это для меня такой инцидент окупает кратно. Особенно если считать время, НЕ потраченное на походы по магазинам или стояние в пробках.
Средства индивидуальной мобильности, похоже, пришли в наши города всерьёз и надолго. И, на мой взгляд, главное сейчас — не противостоять неизбежным изменениям, а работать над минимизацией рисков и созданием условий для безопасного сосуществования всех участников движения. В конце концов, любые технологические революции всегда приносили с собой как новые возможности, так и новые вызовы, вспоминая, хотя бы, революцию автомобильную, конца XIX-начала XX веков, также отмеченную массовой аварийностью и фундаментальной небезопасностью нового транспорта.
«Электросамокатная революция» — не исключение. Просто… Новый вызов городскому планированию и регуляции?