Железнодорожный транспорт в любой стране движется согласно установленному графику. Это позволяет отследить отправление и прибытие каждого поезда, и выстроить при этом заранее план своих дальнейших действий. Но бывают случаи, когда возникают различные сбои и задержки рейсов. И лишь в Японии их не бывает практически никогда. Почему так происходит, что все поезда этой удивительной страны всегда ходят точно по расписанию?
Как японцы относятся ко времени
Япония — страна со своими уникальными обычаями и традициями, которые соблюдаются до сих пор. Вплоть до середины 19 века в этой стране измеряли время с помощью ароматических часов (часы для благовоний), а для измерения суток использовался календарь на основе периодичности видимых движений Солнца и Луны.
Но с началом Обновления Мейдзи (1868-1989 гг), комплекса реформ в политической и социально-экономической сферах, после которого решением японского правительства в 1873 г. была принята система исчисления времени, основанная на циклическом обращении Земли вокруг Солнца, и стали использоваться часы с механическим управлением, в стране всё поменялось. К времени начали относиться более скрупулёзно, его стали ценить, а дисциплинированность и поддержание порядка стали отличительной чертой культуры Японии.
Железные дороги в стране начали свою работу с 1872 года, практически одновременно с изменением отношения населения к времени, поэтому не могло быть и речи о том, чтобы поезда ездили без чёткого расписания.
В чём секрет поразительной пунктуальности
Все знают, что в Японии ездят самые скоростные поезда в мире. Их скорость сравнима со скоростью вертолёта и может быть чуть меньше скорости самолёта, достигая шестисот километров в час. Поэтому возможно они и приезжают на платформы с опозданием максимум в несколько секунд. Но главный секрет такой точности кроется совсем в другом.
Во-первых, чтобы повысить эффективность работы железнодорожных станций и точность прибытия поездов на них японские конструкторы, опережая время, воплощают в жизнь различные новейшие технологии и технические идеи. Так, в 1972 г. компанией Japanese National Railways было осуществлено внедрение системы автоматического управления маршрутами. Это позволило синхронизировать графики движения поездов, что стало важнейшим шагом на пути к точности и пунктуальности.
Позднее разработали автоматизированные системы техобслуживания, эксплуатации и безопасности высокоскоростной железнодорожной линии Синкансэн, а также была введена компьютеризированная система управления ATOS, разработанная в компании Hitachi и используемуая корпорацией JR East для регулировки движения поездов на ЖД-линиях в регионе Большого Токио в Японии. Это позволило настроить точнейший контроль за несколькими сотнями поездов с использованием оптимально выстроенного расписания, исключающего сбои и задержки.
Во-вторых, немаловажным фактором в этом вопросе является тщательнейшая подготовка машинистов, проводников, и других сотрудников, которые долго обучаются, чтобы отвечать строгим стандартам и правилам по безопасности и организованности. В обучении железнодорожного персонала в Японии используется практика Shisa Kanko. Эта методика, использующая набор жестов и голосовых команд при указании на важные действия, позволяет максимально исключить человеческий фактор и предотвратить возможные ошибки (доказано, что число ошибок и сбоев на рабочих местах при использовании этой системы снижается на 80%).
Подведём итоги
Задержка поезда хоть на минуту — достаточно редкое явление для Японии. Достигается это за счёт внедрения в работу различных высокотехнологичных и компьютеризированных систем, использования строго составленного расписания и хорошо обученного рабочего персонала. Немаловажным аспектом является также культурный менталитет самих японцев, их педантичность и дисциплинированность.
Если же опоздание поезда и случается, то перед пассажирами железнодорожные компании официально извиняются и при необходимости предоставляют справки тем, кто из-за этого опоздал на работу.