«Урал» или «Днепр»? В чём различие этих мотоциклов, какая модель была надежнее

8 часов назад 1

Мотоциклы «Урал» и «Днепр» — настоящая классика советской мототехники. Эти мощные машины были популярны среди сельских жителей, благодаря своей проходимости и надежности, но также привлекали граждан, которые не могли позволить себе автомобиль. На первый взгляд непосвященному человеку покажется, что особой разницы между ними нет, но это не так. Хотя они и имеют общий прототип и схожую конструкцию агрегатов. Но между этими марками мотоциклов есть особые различия, которые делают одну из моделей более предпочтительной, особенно в условиях сельской местности.

Автор: bdos

Мотоциклы «Урал» начали производиться в 1941 году на Ирбитском мотоциклетном заводе (Свердловская область). Родоначальником распространенной модели мотоциклов «Урал» (ИМЗ-8.103-10) был тяжелый мотоцикл М-72, созданный на базе немецкого BMW R71.

«Днепр», в свою очередь, появился несколько позже — в 1967 году. Его производство велось на Киевском мотоциклетном заводе (Украина). Модель «Днепр» также основывалась на тех же немецких образцах, но имела свои технические особенности.

М-72

На обоих мотоциклах устанавливались четырехтактные двухцилиндровые двигатели похожей оппозитной типологии. Одинакового рабочего объема, но ураловский двигатель обладал мощностью 36 лошадиных сил, а у «Днепра» она составляла 32 лошадиных силы. Максимальная скорость обоих мотоциклов находилась в диапазоне 90 — 110 км в час. «Урал» (без коляски) мог развивать скорость в пределах 120 км в час, «Днепр» двигался максимально 105 км в час. Расход топлива на 100 км у «Урала» 5 — 8 литров, что было более экономично по сравнению с «Днепром», который расходовал от 8 — 10 литров.

Основные различия моторов касались коленвала и системы смазки. «Урал» имел коленвал менее требовательный к качеству и частоте смазки (роликовые подшипники), чем у «Днепра» (вкладыши). В то же время, у «Днепра» коленвал отличался большей прочностью и надежностью (литой, а не составной). Двигатель «Днепра» был более капризен к чистоте (очистка центрифугой, а не простым фильтром) и давлению масла. А КПП хвалили больше днепровскую. Косвенно эти отличия влияли на главные качества: выносливость, надёжность. Так «Урал» славился своей выносливостью и был способен преодолевать сложные участки дороги благодаря более мощному мотору. «Днепр», хотя и уступал «Уралу» в мощности, отличался большей маневренностью (задняя передача там появилась раньше). Так же заметные отличия были в ступицах спицованных колес (у «Днепра» алюминиевая, а у «Урала» стальная).

Автор: bdos

Оба мотоцикла были достаточно надёжными при правильном уходе, однако владельцы отмечали, что «Урал» требовал чуть меньше технического обслуживания. На длительных поездках (в том числе по асфальту) многие предпочитали «Днепр», так как он предлагал более комфортную посадку для водителя и пассажира (сплошное мягкое сиденье).

Для сельских жителей главными критериями при выборе транспорта часто были проходимость и возможность самостоятельного ремонта с минимальными затратами. В этом контексте мотоцикл «Урал» был более предпочтительным благодаря своей надежности и простоте конструкции основных агрегатов. Его мощный и живучий двигатель обеспечивал уверенное передвижение по бездорожью, и не капризничал в мороз, что было важно в условиях сельской местности. Коляски были похожи на двух моделях, но багажник был у уральской модели.

На сегодняшний день производство мотоциклов «Урал» под брендом «Ural Motorcycles» перенесено в Казахстан, в город Петропавловск. В Ирбите осталось частичное производство комплектующих. Продукция ориентирована больше на экспортный мировой рынок с модернизированными моделями, соответствующими современным стандартам качества (включая Евро 5). Только вот цена под два миллиона рублей может слегка удивить новичков в мото теме.

Ural Gear Up

Автор: Генеральное представительство ПК ИМЗ в РФ Источник: uralmoto.ru

Производство же мотоциклов «Днепр» было прекращено в начале 2000-х годов вследствие экономических трудностей завода.

Подводя итог, можно сказать, что каждый из этих легендарных мотоциклов оставил свой след в истории советской техники. Выбор между ними зависел от конкретных нужд владельца (или возможности покупки): и «Урал» и «Днепр» справляются с непростыми дорогами, помогают в перевозке грузов, без них трудно представить поездку на рыбалку или за грибами (а то и дровами) в деревне. Нередко и сегодня можно встретить эти мотоциклы в небольших городах и сёлах страны.

Мотоцикл друзей

Автор: bdos

Спасибо за внимание.

Читать всю статью